Monday, April 2, 2012

Украинская К-Счастью-Не-Джульета и американская мечта


Украинская К-Счастью-Не-Джульета и американская мечта
Подробный и откровенный отчет о моем опыте участия в программе AuPair (для тех  кому интересна программа или моя судьба)

Программа культурного обмена AuPair носит два лика. Первый – самая лучшая в мире работа в теплом семейном кругу, второй –  жизнь «в чужих ботинках» (от англ. “in someones shoes”,  что означает “на чьем-то месте»)

Как все выглядит со стороны. В свои 24 года я могу похвастаться степенью специалиста по психологии, фотомодельной внешностью и жизнью в самом красивом, но отдаленном уголке планеты. Моим домом стал трех-этажный особняк, почти на вершине горы на севере штата Айдахо, США. Из моего окна открывается захватывающий вид на отбрасывающее солнечные блики озеро окруженное горами, спрятанными под хвойным лесом. Я живу с кардиологом и его двумя замечательными дочками, 7 и 5 лет. Утро для меня начинается с чашки кофе, потом два часа в спортзале, после учеба, по большей мере самообразовательного характера. Выходные пролетают иногда в горах с моей новой страстью - сноубордом, иногда на танцполе, а иногда на свиданиях с бойфрендами. Жизнь полна привилегий характерных американскому экономически обеспеченному обществу.

Что происходить на самом деле. Я  уехала в США как участник культурно-обменной программы AuPair, которая подразумевает, что я живу в американской семье, ухаживая за их детьми, а взамен получаю символическую заработную плату, обеспеченное проживание и естественно полное погружение в американскую культуру. С самого начала моя ситуация оказалась довольно необычной, так как мой выбор пал на неполную семью в затерявшемся в горах небольшом городке. Каждый выбор имеет преимущества и недостатки. Я получила свободу действий и  принятия решений, безусловное внимание и любовь детей, но также и большую ответственность. Строчка контракта «присматривать за детьми» превратилась в «воспитывать и растить детей».

Как все началось. Мои американские приключения начались с почти 42-часового путешествия из Киева в Портленд. При всей моей любви и страсти к приключениям, этот перелет стал пыткой. И не потому что растянулся почти на двое суток, а потому что по пути из Франкфурта в Лас-Вегас у меня подскочило давление, так что воздуха катастрофически не хватало. Помню, как лежала на полу в хвосте самолета, надо мной склонилась стюардесса в попытке вернуть меня к жизни, а я повторяла про себя одну фразу «Я переживу этот перелет».  Так прошли 3 самых мучительных часа. Еще через 4 часа я все же сошла на землю обетованную моей американской мечты.

В омут с головой. Самый странный и, наверное, сложный момент, который переживают все участники этой программы – встреча с семьей и первые шаги в новой жизни.  Покинув зону комфорта, где есть семья, замечательные друзья, отличная работа, я оказалась с совершенно незнакомыми людьми, в чужом доме, в чужой жизни. Вопрос, который постоянно приходил в голову «Ну и что я здесь делаю?».  Две замечательные белокурые девочки стали единственным звеном, которые связывали меня с пониманием происходящего. Отчетливо помню одну из первых фраз, которую  сказала младшая: «Ты очень красивая. У тебя имя как у принцессы, и приехала ты из той страны, где жила принцесса Анастасия».
 Это была любовь с первого взгляда. Они очень легко приняли меня в семью. Сейчас я очень часто слышу от них фразы «Я тебя люблю» или «Ты часть нашей семьи», «Ты красивей, чем принцесса». Незабываем тот момент, когда старшая как-то обронила «Ты теперь нам почти как мама».

Рутинна. Развод родителей – испытание для детской психики. Это испытание проходят и те, кто находится рядом с такими детками. Какой-то период времени я проводила полчаса рядом с их кроватками, пока они уснут. Иногда среди ночи, меня будил плач в соседней комнате: старшей приснился кошмар, и она не могла уснуть. Тогда я шла к ней, и мы долго разговаривали о феях, Рождестве, школьных друзьях…
По прошествии 5 месяцев ситуация значительно улучшилась: больше нет плача по ночам, а засыпать они стали легче, структурировался их распорядок дня, а у меня появилось больше времени для себя.

Семья. Начиная новую жизнь, очень важно, какие люди оказываются в ближайшем окружении. Фортуна очень постаралась с подбором принимающей семьи для меня. Семья, в которую я попала, поддерживала и верила в меня, включая те моменты, когда я сама была не очень-то уж уверена в собственных силах.
Даже, когда я нарушила первую заповедь AuPair «берегите машину, которую вам доверили!», самообладанию владельца моей Субару Форестер можно было позавидовать. Однажды по пути из спортзала к дантисту я повернула ключ зажигания, и со слишком большой самоуверенностью начала выезд с парковки и… БУМ!, не рассчитала угол поворота. Марка пострадавшей машины в состоянии шока  не запомнилась. Помню, что это было что-то большое и белое.  Разумеется,  воображение тут же принялось рисовать билет домой.  Легкость, с которой было отвергнуто мое предложение возместить материальный ущерб достойна восхищения.

И все-таки, зачем аж на край света? Логичен вопрос, зачем бросать все, и ехать за три девять земель на встречу неизвестности. Разумеется, в погоне за приключениями. Неизвестность притягивает своей романтизированной очаровательностью, обещая личностный рост и перемены.
Там где есть погоня, обязательно есть и тот, кто убегает. Не берусь сказать точно, со сколькими альтер-эго мне приходится иметь дело ежедневно, в данном случае важны только два Я. Я: неисправимый романтик, гоняющийся за приключениями, и Я: испуганный зверек, который бежит, чтобы спасти свою шкурку. Так вот этот зверек со всех ног убегал из раздражающей экономической невыносимости существования. Еще быстрее зверек бежал от части своего сознания, ленивой и зацикленной части, которое вот уже несколько лет упрямо отказывалось  отпустить неудачную влюбленность. И повезло еще, что зверек – не Джульета, иначе ему пришлось бы отравиться.

Получила ли я то, что искала? Зверек восторжествовал! Сопоставление американской и украинской экономических реальностей вызывает улыбку. А вот, что касается попытки выбросить любовные страдания из головы, то здесь реализовала себя поговорка: «клин клином вышибают». Как-то случайно в американском караоке-баре в мою жизнь занесло высокого мускулистого блондина с голубыми глазами немецкого происхождения, работающего на милитари. Истинный Ариец! С его появлением все предыдущие травматические амурные переживания перестали иметь значения. После пылких посланий в формате «txt message» через месяц новый Ромео старательно разбил мое четырехкамерное сердце в дребезги. И долго пришлось бы К-Счастью-Не-Джульете  лить слезы, если бы на ее траектории за барной стойкой не оказался Майкл. С Майклом само собой тоже случился брейк-ап. Но этот разрывов был одним из тех конструктивных кризисов, когда заново переосмысливаешь взгляды на жизнь и следовательно ставишь новые цели.

Новые цели. «Сильнее, выше, быстрее». Из-за временной ограниченности программы целеполагание происходит довольно быстро.  Появляется необходимость срочно найти ответ на вопрос «а что же дальше?» Американская культура более ориентирована на карьеру и хобби, чем на отношения. Мое постепенно американизирующееся сознание тоже решило не терять времени зря и нашло себя в спорте и ответило на давно мучивший карьерный вопрос.
Спортзал стал жизненноважной составляющей моего расписания. А по мере овладения сноубордом я влюбилась в зиму. Теперь я знаю, что зимой не обязательно прятаться в кофейне или на кухне. Можно еще сесть в машину и через час-два оказаться на горно-лыжном курорте. Появилось новое непередаваемой ощущение владения собственным телом.  Летя по свежевыпавшему снегу вниз по склону,  когда над тобой небо, вокруг сосны и снежные холмы, кажется, что снег, доска и ты – одно целое. Когда едешь на борде, сознание проясняется и фиксируется на самом основном, мысли упорядочиваются, а ответы на вопросы становятся ясными и простыми.И ничего не хочется так сильно, как продолжать это движение навстречу стихии.
Более того, после долгих размышлений я теперь знаю, куда шагать за профессиональной самореализацией. Америка – страна больших возможностей. Не знаю, насколько она – страна больших возможностей лично для меня. Но просто осознание этого факта внушает уверенность в собственных силах, а это ключевой фактор движения вперед.

Принцесса. Есть еще одно бесценное приобретение со времени моего появления на американской земле. Я получила  ощущение целостности и гармонии, осознание своей женственности и красоты. Не знаю, что послужила этому причиной: близость потрясающей красоты природы, близкое общение с детьми, новый образ тела и контроля над ним, или же тот факт, что последний бой-френд шутя называл меня «принцессой»? Вероятно все вышеперечисленное.

Недостатки. Я бы покривила душой, если бы сказала, что в моей «американской мечте» все безоблачно. Угнетает чувство одиночества и оторванности от тех, кто обычно поддерживал. Я оказалась в чужой среде, чужой культуре. Обязательно слышу вопрос «А ты откуда?», стоит мне открыть рот и выдать свой акцент. Поначалу вопрос развлекал и давал дополнительную тему для разговора. Но сейчас, через 5 месяцев жизни здесь, он  скорее звучит, как «не своя», «иностранка», «не такая, как мы». Больше не помогают заверения, что мой акцент «очень милый», или что мой английский «слишком хорош».
Еще один большой недостаток – отсутствие женской компании моего возраста. Для молодой незамужней девушки важно иметь хотя бы одну-две таких же незамужних подруг. Мои многочисленные подруги остались за тысячи километров. Даже имея такое чудо как скайп, общение с ними крайне редко, из-за разницы в часовых поясах. Не с кем пойти на вечеринку, или обсудить последнего парня. В реальности настоящие друзья приобретаются долго, и  проверяются годами. Здесь же время ограничено. А гонятся за американцами, занятыми своими делами с просьбой «стань моим другом» желания не возникает. Но теперь у меня есть один друг, разумеется, мужского пола, и кажется, появился второй. Два новых друга за 5 месяцев – не так уж и мало по большому счету.
Но самым тяжелым оказывается ощущение проживания чужой жизни. Чужая семья, чужие дети, чужая жизнь. Как иногда хочется, чтоб это моя семья собралась за ужином, или мои родители посмотрели на меня с гордостью, когда я хвастаюсь университетским тестом написанным на 100%. А больше всего хочется прийти в свой дом, открыть свой холодильник и найти там замороженные вареники с творогом.

Эпилог. Пока я пишу эту статью в Washington DC цветут вишни. Но я очень далеко от города Вашингтона, совсем на другом конце огромного материка в горно-лыжном городке Швайцер, куда мы приехали на неделю весенних каникул. Я уютно умостила себя на ковре на третьем этаже маленького трехэтажного котеджика в комнате с двухъярусными кроватями стилизированными рубленым сосновым деревом. Чтобы добраться до этой комнаты, нужно подняться по винтовой лестнице. Вероятно, если Вы будете подниматься по ступенькам, я не услышу Ваше приближение, так как Ваши шаги заглушит мягкий ковер. Но вы обязательно увидите меня, погруженную в компьютер. А еще Вы увидите, как за окном падает снег, цепляясь на сосновые ветки и добавляя еще большей белизны рождественскому пейзажу. Внизу, в гостиной, Дэйв, отец девочек, перебирает струны гитары, девочку смотрят Диснеевский мультик. Из кухни доносится запах ужина, который готовит Нэнси, бабушка девочек. А я продолжаю писать эту статью, так как после занятий в колледже у меня появилась новая потребность, потребность быть услышанной.


6 comments:

  1. Великолепно. Большое спасибо за пост, Настя!
    Очень рад за тебя, от всей души желаю дальнейших успехов и свершений.

    ReplyDelete
    Replies
    1. спасибо большое) торжественно обещаю, ершения не заставят себя долго ждать :)

      Delete
  2. Побег от ленивой зацикленности - очень правильно сказано. Ты - молодец! Спасибо большое за рассказ. Пиши еще.

    ReplyDelete
    Replies
    1. спасибо, Ланочка :) Благодаря одному замечательному преподавателю теперь пишу постоянно =) постараюсь выкладывать больше в сети :)

      Delete
  3. Настя,привет!)зачетный пост!
    надеюсь дата поста никак не отразилась на его правдоподобности )
    читали всем SIMPLEXом, рада за тебя.
    как ни как весьма активно поучаствовали в осуществлении твоих планов, как участницы программы Au-Pair, так что запишем и на свой счет небольшой "зачет" ))

    ReplyDelete
    Replies
    1. Спасибо большое)
      дата никак не отразилась на объективности. Ретроспектива и анализа произошедшего, так сказать)
      "Симплексу" я бы поставила большой зачет :) Ведь если бы не "симплекс" меня бы здесь не было, за что огромное Вам спасибо :) Еще раз хочется подчеркнуть профессиональный подход агенства при оформлении на программу. Еще один зачет за пррофессионализм :)

      Delete